О храме

Важным этапом в истории села Бураново стало появление собственного приходского храма. По мере роста числа населения Бурановской волости, Христорождественский храм в селе Козлово уже не мог обслужить такое количество людей. Поэтому на основании указа Вятской консистории от 8 июля 1860 года № 5852 был открыт церковный приход, в него вошли близлежащие деревни: д. Егорово, д. Пуро-Можга, д. Сундуково, д. Бодино, д. Яган, д. Чутожмон, д. Байкузино, починок Никольский. В прошении священников о постройке храма указано о приходе, что «…состоящий исключительно из одних вотяков, которые при открытии села при всей ревности к богослужебному делу по своей бедности изъявили желание выстроить только временную деревянную церковь…», поэтому изначально был построен деревянный молитвенный дом, освященный в сентябре того же года. Приход возглавил иерей Аристарх Федорович Аввакумов, переведенный священник из Козловского Христорождественского храма.

В июле 1862 года, начинается строительство каменного храма. Это становится возможным благодаря щедрому пожертвованию в десять тысяч рублей от купца первой гильдии, почетного гражданина Елабуги Федора Чернова. Он был достаточно известным меценатом того времени, так как финансировал постройку 19 каменных храмов на территории Удмуртии. К 1865 году строительство было успешно закончено. Престолов в храме было три: во имя Святой Троицы, в честь Архангела Михаила и в честь святого пророка Илии.

Высота церкви с колокольней составила двадцать метров, под куполом звонницы звучали восемь малых и больших колоколов. Крыша покрыта железом и окрашена медянкой. Внутри храм отштукатурен, а снаружи окрашен светло-голубой масляной краской. Штат храма составляли 1 священник, 1 дьякон, 2 дьячка и 1 пономарь. Все кроме пономаря имели свои дома. Их труд оплачивался из пожертвований крестьян.

Вслед за храмом в селе появляется приходская школа – одно из первых учебных заведений в районе – и церковно-приходское попечительство. Располагались они в одном здании. Церковно-приходская школа начала свою работу в 1863 году. Единственным учителем на тот момент являлся настоятель храма Аристарх Федорович Аввакумов. Выпускник Вятской Духовной Семинарии работал в школе бесплатно. В апреле того же года, когда школа была переформирована в Бурановское приходское сельское училище, Аввакумова назначили наставником и определили ему фиксированное жалование.

На тот момент школа переехала в новое здание. Теперь она стала располагаться в частном деревянном двухэтажном доме, рядом с нынешним зданием сельского Дома культуры. На верхнем этаже здания размещался школьный класс, внизу же работала лавка. Стоит отметить, что обучение велось на русском языке, что не способствовало росту популярности образования в удмуртской среде. Изучались Закон Божий, церковно-славянский язык, чтение, русский язык и арифметика. Обучение было двухгодичным. Школа была первой и единственной в Бурановской волости, а в нее на тот момент входило уже больше 20 деревень и починков, численность населения в которых колебалась от ста до восьмисот человек. Несмотря на это обстоятельство, в школе к 1869 году обучалось всего 15 мальчиков и 2 девочки. Такие цифры неудивительны, поскольку местное удмуртское население неохотно отправляло детей на обучение. Причин этому много, но основные две – это экономическая и культурная. Крестьяне были бедны, а отправлять лишние рабочие руки на обучение в другую деревню было довольно затратно и сложно из-за часто далекого расположения школ. Кроме того, как уже говорилось, обучение велось русским священником на русском языке, что тоже не способствовало росту числа обучающихся.

Известен Троицкий храм стал благодаря деятельности миссионеров и этнографов И.В. Васильева и Г.Е. Верещагина. Первым в Бураново в 1885 году прибывает Иоанн Васильевич Васильев. В Свято-Троицком храме он служил в качестве настоятеля и параллельно являлся законоучителем в школе. Местному населению он запомнился в первую очередь своими яркими и выразительными проповедями на удмуртском языке. Характер у батюшки тоже был непростой, не был он лишен и простых человеческих слабостей. Так, за пребывание в церкви в непотребном состоянии, в наказание, он был отправлен служить в русское село Мазунино. Позже его простили, но в Бураново он больше не вернулся.

На его место был назначен иерей Григорий Егорович Верещагин. Он так же исполнял обязанности настоятеля и законоучителя. Во время его службы в Бураново, стена холодного придела храма дала трещину. Решено было отремонтировать его и заодно расширить. Главой строительного комитета был назначен настоятель церкви иерей Григорий Верещагин. Так как в небогатом селе денег на ремонт не нашлось, иерей Григорий обращается к популярнейшему пастырю России того времени, протоиерею Иоанну Кронштадтскому, об оказании материальной помощи. Войдя в положении бедного сельского настоятеля, он откликнулся на призыв о помощи и отправил внушительную по тем временам сумму – тысячу рублей. Больше таких примеров по Удмуртии неизвестно.

Ремонт храма был начат, но история внесла свои коррективы. Революция и Гражданская война приостановили работы. Закончить ремонт было не суждено. В 1930-е гг. до Бураново докатилась волна воинствующего атеизма. Священнослужители были разогнаны и преследовались, а храм был разграблен. Более двух с половиной тысяч прихожан остались без храма.

В 1939 году храм закрыли. Этому предшествовало любопытное событие. Члены церковноприходской общины Бураново обратились с прошением к вождю пролетариата И.В. Сталину о сохранении храма и возможности открыто справлять религиозные обряды. Закрытие храма и стало своеобразным ответом. В 1950-е гг. храм перестал существовать и как памятник культуры и архитектуры, его буквально разобрали по кирпичикам. Подобных примеров по району не было, остальные храмы пострадали лишь частично. Сначала остатки храмового здания разобрали нефтяники для печей в своих времянках, а затем и сами жители использовали кирпичи для строительства своих домов.

На месте храма был установлен монумент посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, а площадь рядом с храмом, на которой раньше проходили базары, используется в качестве стадиона. С 2008 года по инициативе местных активистов на нем проводится традиционный бурановский фестиваль «Выль базар».

На этом история храма не заканчивается. В 1990-е гг. открывается новая страница бытия Бурановского прихода. В 1992 году в селе открывается Свято-Ильинский молитвенный дом.Это стало возможным благодаря деятельности активистов. Инициатором была Вера Анисимовна Петрова, собравшая вокруг себя группу единомышленников: Галину Николаевну Коневу, Юлию Тихоновну Туктареву, Зою Андриановну Петрунину. Они обратились к директору Племзавода имени 10-летия УАССР Валерию Николаевичу Буранову, который дал согласие и предоставил под молитвенный дом освободившее деревянное здание бывшего магазина.

Сельчане восприняли это начинание с воодушевлением – все дружно принялись за обустройство молитвенного дома. Кто-то занимался ремонтом, кто-то проводил субботники, несколько добровольцев вызвались украсить и расписать алтарь, иконостас и царские врата. Для оформления внутреннего убранства были принесены старинные иконы, сохраненные в 1930-е гг. от уничтожения, а так же собственноручно вышитые платки, полотенца, домотканые половики и коврики. С церковной утварью помогла епархия. На крыше здания установили крест.

Летом того же года молитвенный дом был освящен и выбран Приходской совет. Первым настоятелем стал протоиерей Виктор Костенков, ныне Преосвященный Викторин, митрополит Ижевский и Удмуртский. Старое деревянное здание верно служило Бурановскому приходу вплоть до строительства нового каменного храма.

Совершенно новый этап в истории церкви начинается в 2008 году. Именно тогда коллектив «Бурановские бабушки» заработал первые средства для строительства нового храма. Идея о восстановлении каменного храма возникла давно, но, естественно, денег на это ни в селе, ни в епархии, ни в Республике не было. Благодаря выступлениям коллектива «Бурановские бабушки» в Республике и за ее пределами, средства для возведения храма стали поступать в село. Гонорары за концерты составили хорошую базу, но стройка была бы невозможна без многочисленных пожертвований, поступавших из всех концов России, а также из-за рубежа. В сентябре 2011 года был торжественно заложен первый камень. Возрождать храм решили на месте старого детского сада, так как на историческом месте находился и находится сегодня памятник героям Великой Отечественной войны. Новое место оказалось очень удачным: здесь сходятся основные дороги, а благодаря возвышению, храм видно и слышен его колокольный звон во всех концах села.

Нельзя сказать, что строительство шло быстро и гладко. Изначально планировалось закончить работы по возведению к празднику Святой Троицы 2013 года, но из-за сбоев в строительстве, периодических заболеваний уже давно немолодых «Бурановских бабушек», строительство растянулось на пять долгих лет. Но, к осени 2014 года Свято-Троицкий храм внешне обрел законченный вид – белый, с зеленым шатровым куполом и с аккуратной золотой луковкой и ажурной трехчастной звонницей над главным фасадом, которая поднимается округлыми арками. Несмотря на то, что отделочные работы ведутся до сих пор, 12 октября 2014 года здесь было совершено первое богослужение, а 20 июня 2016 года храм, наконец, был освящен. С 2017 года при храме начала свою деятельность трапезная для прихожан, так же в планах открытие здания воскресной школы.

Вместе с храмом в село вернулась жизнь – отремонтировали дороги, проложили тротуары для пешеходов, обновили здание клуба, облагородили территорию села.

Больше 150 лет назад благодаря появлению храма, село вышло на новый этап своего развития – появилась первая школа, библиотека. Храм стал своеобразным центром притяжения не только для простых прихожан, но и таких замечательных людей, таких как И.В. Васильев, Г.Е. Верещагин, У.Т. Сирелиус, которые в свою очередь оставили огромную базу информации для исследователей истории края. Остается надеяться, что современный храм станет таким же религиозным и культурным центром жизни всего села и округи.

#Приходская_история