О храме

Еще одним важным этапом в истории села становится появление собственной церкви и прихода. По мере роста числа населения Бурановской волости Христорождественская церковь в селе Козлово уже не могла обслужить такое количество. Поэтому на основании указа Вятской консистории от 8 июля 1860 года №5852 был открыт церковный приход, в него вошли близлежащие деревни: д. Егорово, д. Пуро-Можга, д. Сундуково, д. Бодино, д. Яган, д. Чудожмон, д. Байкузино, поч. Никольский. В прошении священников о постройке церкви указано о приходе, что «…состоящий исключительно из одних вотяков, которые при открытии села при всей ревности к богослужебному делу по своей бедности изъявили желание выстроить только временную деревянную церковь», поэтому изначально был построен деревянный молитвенный дом, освященный в сентябре того же года. Приход возглавил иерей Аристарх Федорович Аввакумов, переведенный священником из Козловской Христорождественской церкви.

В июле 1862 года начинается строительство каменной церкви. Это становится возможным благодаря щедрому пожертвованию в десять тысяч рублей от купца первой гильдии, Почетного гражданина Елабуги Федора Чернова. Он был достаточно известным меценатом того времени, так как финансировал постройку 19 каменных храмов на территории Удмуртии. К 1865 году строительство было успешно закончено. Престолов в церкви было три:  во имя Святой Троицы, в честь Архангела Михаила и в честь Святого Пророка Илии.

Высота церкви с колокольней составила двадцать метров, под куполом звонницы звучали восемь малых и больших колоколов. Крыша покрыта железом и окрашена медянкой. Внутри церковь отштукатурена, а снаружи окрашена светло-голубой масляной краской. Штат церкви составляли 1 священник, 1 дьякон, 2 дьячка и 1 пономарь. Все кроме пономаря имели свои дома. Их труд оплачивался из пожертвований крестьян.

Вслед за церковью в селе появляется приходская школа – одно из первых учебных заведений в районе – и церковно-приходское попечительство. Располагались они в одном здании. Церковно-приходская школа начала свою работу в 1863 году. Единственным учителем на тот момент являлся настоятель храма Аристарх Федорович Аввакумов. Выпускник Вятской Духовной Семинарии работал в школе бесплатно. В апреле того же года, когда школа была переформирована в Бурановское приходское сельское училище, Аввакумова назначили наставником и определили ему фиксированное жалование.

На тот момент школа переехала в новое здание. Теперь она стала располагаться в частном деревянном двухэтажном доме, рядом с нынешним зданием сельского Дома культуры. На верхнем этаже здания размещался школьный класс, внизу же работала пивная лавка. Стоит отметить, что обучение велось на русском языке, что не способствовало росту популярности образования в удмуртской среде. Изучались Закон Божий, славянское слово, чтение, русский язык и арифметика. Обучение было двухгодичным. Школа была первой и единственной в Бурановской волости, а в нее на тот момент входило уже больше 20 деревень и починков, численность населения в которых колебалась от ста до восьмисот человек. Несмотря на это обстоятельство, в школе к 1869 году обучалось всего 15 мальчиков и 2 девочки. Такие цифры неудивительны, поскольку местное удмуртское население неохотно отправляло детей на обучение. Причин этому много, но основные две – это экономическая и культурная. Крестьяне были бедны, а отправлять лишние рабочие руки на обучение в другую деревню было довольно затратно и сложно из-за часто далекого расположения школ. Кроме того, как уже говорилось, обучение велось русским священником на русском языке, что тоже не способствовало росту числа обучающихся.

Известна Троицкая церковь стала благодаря деятельности миссионеров и этнографов И.В. Васильева и Г.Е. Верещагина. Первым в Бураново в 1885 году прибывает Иоанн Васильевич Васильев. В Свято-Троицкой церкви он работает в качестве священника и параллельно является законоучителем в школе. Местному населению он запомнился в первую очередь своими яркими и выразительными проповедями на удмуртском языке. Характер у батюшки тоже был не простой, не был он лишен и простых человеческих слабостей. Так, за пребывание в церкви в непотребном состоянии, в наказание, он был отправлен служить в русское село Мазунино. Позже его простили, но в Бураново он больше не попал.

На его место был назначен бывший дьяк Григорий Егорович Верещагин. Он так же исполнял обязанности священника и законоучителя. Во время его службы в Бураново, стена холодного предела храма дала трещину. Решено было отремонтировать его и заодно расширить. Главой строительного комитета был назначен настоятель церкви иерей Верещагин. Так как в небогатом селе денег на ремонт не нашлось, поэтому Григорий Егорович  в письме обращается к популярнейшему проповеднику России того времени, Иоанну Кронштадскому, об оказании материальной помощи. Войдя в положении бедного сельского иерея, он откликнулся на призыв о помощи и отправил внушительную по тем временам сумму – тысячу рублей. Больше таких примеров по Удмуртии неизвестно.

Ремонт храма был начат, но история внесла свои коррективы. Революция и Гражданская война приостановили работы. Закончить ремонт было не суждено. В 1930-ые гг. до Бураново докатилась волна воинствующего атеизма. Священнослужители были разогнаны и преследовались, а церковь разграблена. Более двух с половиной тысяч прихожан остались без церкви.

В 1939 году церковь закрыли. Этому предшествовало любопытное событие. Члены церковноприходской общины Бураново обратились с прошением к вождю пролетариата товарищу И.В. Сталину о сохранении церкви и возможности открыто справлять религиозные обряды. Закрытие церкви и стало своеобразным ответом. В 1950-ые гг. церковь перестала существовать и как памятник культуры и архитектуры, ее буквально разобрали по кирпичикам. Подобных примеров по району не было, остальные церкви пострадали лишь частично. Сначала остатки церкви разобрали нефтяники для печей в своих времянках, а затем и сами жители использовали кирпичи для строительства своих домов.

На месте церкви был установлен монумент посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, а площадь рядом с храмом, на которой раньше проходили базары, используется в качестве стадиона. С 2008 года по инициативе местных активистов на нем проводится традиционный бурановский фестиваль «Выль базар».

На этом история церкви не заканчивается. В 1990-ые гг. открывается новая страница бытия Бурановского прихода. В 1992 году в селе открывается Свято-Ильинский молитвенный дом.Это стало возможным благодаря деятельности активистов. Инициатором была Вера Анисимовна Петрова, собравшая вокруг себя группу единомышленников: Галину Николаевну Коневу, Юлию Тихоновну Туктареву, Зою Андриановну Петрунину. Они обратились к директору племзавода имени 10-летия УАССР Валерию Николаевичу Баранову, который дал согласие и предоставил под молитвенный дом освободившее деревянное здание бывшего магазина.

Сельчане восприняли это начинание с воодушевлением – все дружно принялись за обустройство молитвенного дома. Кто-то занимался ремонтом, кто-то проводил субботники, несколько добровольцев вызвались украсить и расписать алтарь, иконостас и царские врата. Для оформления внутреннего убранства были принесены старинные иконы, сохраненные в 1930-ые гг. от уничтожения, а так же собственноручно вышитые платки, полотенца, домотканые половики и коврики. Церковной утварью помогла епархия. На крыше здания установили крест.

Летом того же года молитвенный дом освящен и выбран Приходской совет. Первым настоятелем стал отец Виктор Костенков, ныне митрополит Ижевский и Удмуртский. Старое деревянное здание верно служило Бурановскому приходу вплоть до строительства новой каменной церкви.

Совершенно новый этап в истории церкви начинается в 2008 году. Именно тогда коллектив «Бурановские бабушки» заработал первые средства для строительства новой церкви. Идея о восстановлении каменной церкви возникла давно, но, естественно, денег на это ни в селе, ни в епархии, ни в Республике не было. Благодаря выступлениям коллектива в Республике и за ее пределами, средства для возведения храма стали поступать в село. Гонорары за концерты составили хорошую базу, но стройка была бы невозможна без многочисленных пожертвований, поступавших из всех концов России, а также из-за рубежа. В сентябре 2011 года был торжественно заложен первый камень. Возрождать церковь решили на месте старого детского сада, так как на историческом месте находится памятник героям Великой Отечественной войны. Новое место оказалось очень удачным: здесь сходятся основные дороги, а благодаря возвышению, церковь видно и слышно во всех концах села.

Нельзя сказать, что строительство шло быстро и гладко.  Изначально планировалось закончить работы по возведению к празднику Святой Троицы 2013 года, но из-за недобросовестных подрядчиков, постоянной критики недоброжелателей, сложных отношений с продюсером, периодических заболеваний уже давно немолодых бабушек, строительство растянулось на пять долгих лет. Но к осени 2014 года Свято-Троицкая церковь внешне обрела законченный вид – белая, с зеленым шатровым куполом с аккуратной золотой луковкой и ажурной трехчастной звонницей над главным фасадом, которая поднимается округлыми арками. Несмотря на то, что отделочные работы ведутся до сих пор, 12 октября 2014 года здесь состоялось первое богослужение, а 20 июня 2016 года храм, наконец, был освящен. С 2017 года при церкви начала свою деятельность трапезная для прихожан, так же в планах открытие воскресной школы.

Вместе с церковью в село как будто вернулась жизнь – отремонтировали дороги, проложили тротуары для пешеходов, обновили здание клуба, облагородили территорию села.

Больше 150 лет назад благодаря появлению церкви, село вышло на новый этап своего развития – появилась первая школа, библиотека. Церковь стала своеобразным центром притяжения не только для простых прихожан, но и таких замечательных людей как И.В. Васильев, Г.Е. Верещагин, У.Т. Сирелиус, которые в свою очередь оставили огромную базу информации для исследователей истории края. Остается надеяться, что современный храм станет таким же культурным центром жизни всего села и округи.

#Наша_история